Первоуральская хоккеистка уехала играть в Америку

27 ноября 2015 г. 19:28
7718
28
Первоуральская хоккеистка уехала играть в Америку

Капитан женской сборной России по хоккею Екатерина Смоленцева – первая уральская хоккеистка, которая подписала контракт с клубом женской Национальной хоккейной лиги. Вчера вечером она уехала в Америку, где будет играть за женский хоккейный клуб "Коннектикут Вайл". Соглашение с заокеанской командой уральская хоккеистка подписала ещё в августе, но уехать получилось только сейчас: слишком много времени ушло на оформление рабочей визы.

Перед самым отъездом корреспондент Е1.RU успел пообщаться с Екатериной и узнать, зачем она едет за границу и как планирует строить карьеру.

– Если честно, я хотела играть в России в этом сезоне, – призналась Екатерина Смоленцева. – Я не знала, что будет основана новая женская лига в Америке. Даже мысли не было куда-то уезжать, я родила второго ребёнка совсем недавно. Думаю, поиграю в России, с Уфой вела переговоры, но договориться не получилось. Ну и думаю – всё, заканчивать надо, возраст всё-таки (Екатерине 34 года. – Прим. ред.), а потом услышала про эту лигу, узнала подробности, там обо мне рассказали. Мне позвонил генеральный менеджер из Коннектикута и предложил контракт. Я два дня подумала и решилась! В России я уже давно играю, всё здесь знаю, да и давно мечтала поиграть за океаном, там другой хоккей совершенно.

– То есть едете туда, как говорится, ради спортивного интереса?

– Конечно, там другой хоккей, другие скорости. У нас в России игра более комбинационная, а там – бей-беги. И мне интересно, смогу ли я в тот хоккей играть.

– Но силовых же приёмов в женском хоккее там нет, как и у нас?

– Как бы не так – есть! И ещё какие! Там очень силовой хоккей. Это для меня тоже новое. На чемпионате России запрещают играть жёстко, а в Америке это не просто разрешено, это приветствуется. Там даже драки бывают среди девушек! Но с этим, конечно, не хотелось бы сталкиваться.

– Кто-то из иностранок есть знакомых в этой лиге?

– Да, Келли Стедман из "Баффало". Мы с ней вместе играли в "Торнадо". А в моём клубе никого знакомых нет, всё новое, язык не знаю. Все спрашивают, мол, как ты будешь? Ну, как, говорю, нарисуют тренеры комбинации, побегу выполнять. По схемам-то я пойму, не первый год в хоккее. Тяжело, конечно, но я очень люблю трудности. Из российских игроков в женской НХЛ играет москвичка Людмила Белякова, но она в другом клубе.


Катя начала заниматься хоккеем в секции в Первоуральске и никогда не думала, что возглавит женскую сборную.

– Как считаете, стоит ожидать оттока наших хоккеисток за океан?

– Я думаю, что да. Хотя всё зависит от того, какие условия будут создавать. В России ведь сейчас, наверное, лучшие в мире условия для женского хоккея. Посмотрим, мы нашим девчонкам будем всё рассказывать.

– Ваш контракт с "Коннектикутом" сопоставим по уровню с российскими условиями?

– Контракт у меня всего на 5 месяцев. Это плюс, с семьёй могу больше дома побыть, а по деньгам в "Коннектикуте" лучше. Но нельзя забывать, что там другие цены на всё, жизнь другая.

– С семьёй уезжаете?

– Семью мы делим, получается. Мужская половина остаётся здесь, а женская – уезжает: это я, дочка Анюта, который всего годик, и моя мама, которая сказала: "Едем вместе! Буду тебе помогать". Сын занимается хоккеем в "Спартаковце", ему 10 лет. Тренер у него там – очень известный хоккеист Андрей Субботин, который недавно завершил карьеру игрока. Мы не хотим отрывать сына от процесса на эти пять месяцев, здесь ведь он и в школу ходит. Муж Дмитрий останется с ним.


Муж Дмитрий и сын Данила останутся в России, пока мама будет играть в США.

– Что с бытом: жильё предоставляют или самой искать придётся?

– Сначала говорили, что снимать будут. Потом сказали, что нужно самой платить, но не из контрактных денег. Я буду подрабатывать как тренер и из этих денег платить за жильё. И ещё есть у них один минус большой – в клубе не предусмотрен автобус, на игры они ездят на своих машинах. Но зато есть свой ледовый дворец, вмещает 600 человек.

– Вы сказали, что дочке скоро исполнится год. Сколько вы не играли после её рождения?

– Я Анютку родила в год Олимпиады в Сочи и после родов вообще весь год не играла. Этот сезон я пропустила, только с этого августа начала тренироваться, как только стала вести переговоры с американским клубом. Я тренировалась с женской сборной Свердловской области в Курганово и с командами юношей 2000, 1999 и 1998 годов рождения.

– И как ощущения? Руки, ноги всё помнят?

– Это да, всё помнят, над физикой надо ещё работать много. Когда играла, понимала свои минусы и плюсы, а сейчас их ещё больше, так как тонуса нет игрового, я же совсем без игр. Постоянные тренировки, хочется скорее уже играть.

– Дочка, кстати, по стопам мамы пойдёт или ещё не решили?

– Не знаю даже, папа не хочет Анюту в хоккей отдавать. А мне кажется, что она – прирождённая хоккеистка. Как увидела клюшки, шайбы, мячики – всё! Такое ощущение, что ей больше ничего не надо. Но, конечно, хоккей считается не женским видом спорта, не всем это нравится, когда девочка – хоккеистка, это травмоопасный спорт.


Такая фотография профиля у Екатерины Смоленцевой была в ХК "Торнадо".

– А как сами в хоккее оказались? Это ведь были тяжёлые 90-е годы, какой вообще хоккей мог быть? Тем более – женский!

– Ну да, 1990 год, мне 9 лет тогда было. У папиного начальника дочка занималась хоккеем с мячом, и он моему папе предложил отвести меня в хоккейную секцию. А я очень бойкая была, везде с папой ходила, волейболом занималась и всем, чем только можно было. Папа спросил про хоккей, хочу ли я попробовать. Я, конечно же, согласилась. Он меня привёл, и я поняла, что это моё.

– А куда привёл?

– В секцию в Первоуральске, к Владимиру Александровичу Копытову. Он до сих пор тренирует, уже несколько поколений игроков воспитал. Наша школа – одна из сильнейших в России, много наших воспитанниц по стране играет. В Уфе сейчас, по-моему, полкоманды из первоуральских девчонок состоит. Да и в сборной России наших очень много.

– Как же ваша секция выжила в 90-е?

– Родители были очень дружные, мы за счёт родителей и выжили. У нас было человек двенадцать в нашей поначалу фактически дворовой команде, и, представляете, восемь из них в итоге оказались в сборной России! Ну и, конечно, тренер на нас повлиял. Это надо любить, быть больным до хоккея, вот поэтому всё и получилось. Ради нас он где-то даже семье времени меньше уделял, был с нами постоянно.

– А как с инвентарём было в 90-е? Трудно было найти клюшку, форму?

– Да, ничего не было у нас. Нам тренер вообще щёлкать не разрешал, чтобы клюшки не портить и не ломать. "Не стукайте клюшками, не бейте по земле!" – кричал всегда.

– По земле? Это же хоккей! А где лёд?

– Вот-вот! Мы пришли на хоккей и не понимали, почему нам не дают коньки. Мы всё в баскетбол, да в футбол играли, и думали, а где хоккей-то? Где коньки? У нас был двухэтажный барак, и, когда наконец-то коньки выдали, мы ходили на коньках по этому бараку – пока лёд на улице не замёрз. А во дворец с искусственным льдом нас только через два года стали пускать.


Маленькой Ане нет и года, но мама-спортсменка уже увидела в ней зачатки хоккейного таланта.

– До прихода в секцию был опыт катания на коньках?

– Да, я с 4 лет на коньках. Самые первые старенькие такие были, кожаные, "Гаги" по-моему. А потом мне коньки "Динамо" купили.

– Наверное, тогда и не мечтали, что через 10 лет станете лидером сборной?

– Я вообще не могла даже подумать об этом. Мне просто нравилось заниматься. Причём тогда женский хоккей не был олимпийским видом спорта. И мы, кстати, изначально занимались хоккеем с мячом, а потом уже, когда года через четыре женский хоккей включили в олимпийскую программу, мы перешли в хоккей с шайбой.

– Когда впервые вызвали в сборную?

– Это был 1994 год, мне было 13 лет. Причём девчонкам, с которыми мы вместе перешли из мяча в шайбу, было уже за 20. И я была не хуже их, видимо. Нас вместе вызвали в сборную. И до сих пор уже больше 20 лет я в национальной команде. В 2006 году я стала капитаном сборной, когда Жанна Щелчкова завершила карьеру. Правда, пока мы все без олимпийских медалей…

– Но ведь в Сочи на домашней Олимпиаде у нас реальные шансы были на медали, а в итоге заняли лишь шестое место…

– Значит, где-то мы схалявили, где-то недоработали. Все вместе – и мы, и тренер. Вся команда проиграла. Шансы были шикарные – мы заняли первое место на групповом этапе, обыграв очень сильных шведок, крепких немок и японок. Поэтому в четвертьфинале нам достался, казалось бы, не самый грозный соперник – Швейцария, и мы умудрились проиграть 0:2 и вылетели из борьбы за медали…


На Олимпиаде в Сочи сборная России по хоккею заняла только 6-е место.

– У сборной не растут результаты. Медаль чемпионата мира – это редкость для нас. Почему?

– У нас низкая конкуренция в сборной. Нужно на место по два-три человека, а у нас – только один. Нужно быть более профессиональными, как в мужском хоккее.

– Но ведь в женском хоккее совсем другие финансы…

– Ну, конечно. Наверное, процентов 5 от того, что есть в мужском хоккее. У нас обычные зарплаты, как у всех людей.

– Катя, я на вас смотрю и восхищаюсь: выучилась, родила двоих детей, выиграла медали чемпионата мира. Как всё это можно было успеть?

– Да я иногда сама поражаюсь! Думаю, ёлки-палки, уже двое детей, поиграла, чего-то добилась, есть где жить, есть на что жить… Но скажу, что всё удалось успеть благодаря помощи родителей. Если бы не они – уже бы, наверное, с хоккеем закончила.

Например, когда сына родила в сентябре 2005-го, я уже через месяц вышла на лёд, а в феврале 2006-го уже на Олимпийские игры поехала. Чтобы я смогла поехать, мама пошла в декрет, папа не стал работать, и они остались с ребёнком. Несколько раз я хотела закончить с хоккеем, особенно после травм, но родители поддерживали, и я продолжала играть. Вот и сейчас мама со мной едет в Америку. Я такой человек – если меня поддержать в чём-то, то я сразу возьмусь за это.

– И муж поддержал поездку в Америку?

– Да, и муж тоже, что было очень важно для меня. Он меня понимает, он же тоже спортсмен, что дома-то сидеть?! Уже через год не позовут. Пока предлагают – нужно ехать, играть и получать удовольствие! Ну и ради детей – чтобы дети могли мной гордиться.


Капитан женской сборной России Екатерина Смоленцева с кубком за 3-е место на чемпионате мира.

Справка:
– дата и место рождения: 15 сентября 1981 года, Первоуральск
– капитан женской сборной России по хоккею;
– воспитанница свердловского хоккея (Первоуральск);
– участница четырёх Олимпийских Игр и девяти чемпионатов мира;
– 2-кратный бронзовый призер чемпионатов мира (2001, 2013);
– 5-кратная чемпионка России (2000, 2006, 2007, 2009, 2013);
– за сборную России провела 59 матчей, в которых забросила 23 шайбы и отдала 26 голевых передач;
– первая в истории уральская хоккеистка, которая подписала контракт с клубом женской НХЛ (2015, ХК "Коннектикут Вайл").

© Е1.RU

Сообщите новость
Пришлите свою новость или расскажите о проблеме в редакцию
Книга
Интерра ФМ